Эссе

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ ГОДА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ» 

НОМИНАЦИЯ «МАСТЕР ГОДА»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Зверева И.В. 

Тюменская область

«Я — мастер»

Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами.
Али Апшерони

     В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Кем быть? Когда нужно было определиться с профессией, мне не пришлось делать сложный выбор – моя профессия действительно выбрала меня сама.

Бывая на разнообразных «ярмарках профессий», обращаешь внимание на то, как  школьники и абитуриенты всё больше мечтают о высшем образовании, стремятся стать юристами, экономистами, менеджерами и т.п. Несомненно, такие профессии нужны, но в определённом количестве.

Многие мои сверстники решили получать высшее образование, не задумываясь о том, смогут ли они по окончании институтов устроиться по специальности, востребована ли их будущая профессия.

Все же не хочется получать образование, только ради учебы в престижном ВУЗе, хочется еще и быть полезной людям,   получать от результатов своего труда удовольствие.

Однажды одна из моих знакомых обратилась ко мне с просьбой помочь в приготовлении моего любимого мясного рулета. Я поймала себя на мысли, что во время приготовления я терпеливо и методично поясняла свои действия, предлагала подруге повторить какие-то из них, в случае необходимости поясняла свои действия и объясняла сущность подбора ингредиентов мясного рулета. И самое интересное — мне понравился этот своеобразный процесс обучения.

Именно тогда закралась в моем сознании мысль связать свою судьбу с профессией Мастер производственного обучения. Мои предположения и желания воплотились в реальность. В настоящее время  работаю мастером производственного обучения в ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедагогический колледж». В учебной организации созданы все необходимые условия для реализации и воплощения педагогических идей.   В моем представлении мастер производственного обучения – это деловой партнер обучающихся, их помощник, советчик и союзник, не человек, дающий готовые решения ситуации, а сопровождающий в поиске выбора наиболее эффективного решения сложившейся ситуации.

Сегодня профессия мастера производственного обучения для меня – это деятельность, через которую можно реализовать себя, испытать чувство удовлетворения от того, чем занимаешься, почувствовать себя нужной и приносящей пользу обществу, своей стране. Профессия, требующая беспрерывного личностного самоанализа и самоотдачи. Несмотря на высокие требования к профессии я испытываю удовлетворение от своей деятельности. Развиваясь в этой профессии, оказываешься в позиции постоянного познания, тем самым, развивая, в первую очередь, себя. Это дело моей души! Необходимость и потребность, как пища и воздух.

Конечно, обучая кого-то, нужно самой постоянно учиться, тем более в такой сфере, как  поварское и кондитерское дело, учитывая количество постоянно появляющихся инноваций в этих профессиях. Но и это мне интересно, а значит, шансы стать хорошим мастером производственного обучения у меня велики.

Работая мастером производственного обучения в колледже, обучаю девушек и юношей профессии Повар, кондитер, чей труд высоко ценится в этом мире. Не зря говорят: «Даже манная каша, приготовленная мастером, — это блюдо высокой кухни».

Помимо приготовления блюда необходимо суметь красиво его украсить и подать. Ведь от внешнего вида еды зависит аппетит. Это тоже входит в обязанности поваров. Иногда встречаются настоящие кулинарные художники, мастера своего дела! Чтобы все было так и дальше, радовало глаз человека, грело ему душу, давало уверенность в будущее, надо в буквальном смысле слова ковать рабочие кадры, вооружая их самой современной производственной технологией.

Мой девиз: «Движение вперед без остановки – мой идеал профессиональной подготовки!». Постоянно учиться, повышать свой профессиональный уровень, оттачивать своё мастерство и все чему научилась сама, передавать моим студентам.

Поэтому в работе я придерживаюсь следующих принципов: первая установка – быть ответственной за судьбу своих обучающихся, быть примером. Порой приходится отказываться ради обучающихся от своих собственных планов. Когда возникает такая ситуация, стоит остановиться и сконцентрироваться на том, что имеет наибольшую важность. Скорее всего, это благополучие моих студентов, ведь я ответственна за них. Ребята постоянно наблюдают за мной, это их характерная черта в этом возрасте, и я стараюсь быть всегда в форме: аккуратной, с приветливой улыбкой к каждому студенту.

Вторая установка – стараюсь видеть хорошее в моих ребятах. Довольно легко проследить, когда мы концентрируемся на негативном, начинаем видеть вокруг только плохое. В таких случаях я переключаю свое внимание на индивидуальные хорошие качества моих обучающихся и отмечаю, что хорошие качества сильно перевешивают любые их недостатки. Тем самым мне удается и самой настроиться на деловой лад и их расположить к себе.

Третья установка – самая трудная – быть терпеливой. Успех в учебе к обучающимся приходит не сразу. Поначалу на занятиях производственного обучения у студентов ничего не получается, дело доходит до отчаяния, как поддержать в этот момент? Я проявляю свой твердый характер, выдержку и энергию. Доказываю им, что только путем многократных упражнений руки подростка начинают творить настоящее дело. От занятия к занятию я убедилась, что мое терпение создает атмосферу доверия между мной и обучающимися, помогает всем без исключения добиваться отличных результатов на теоретических и практических занятиях.

Установка номер четыре: люблю порядок. «Порядок – это форма, из которой возникает красота». Это слова Перла Бака. Я глубоко убеждена, что порядок создает уют и комфорт, экономит время. На первый урок я аккуратно готовлю мастерскую, встречаю обучающихся и сразу приучаю за собой наводить порядок, ввожу это правило в традицию, моим ребятам вскоре тоже нравится порядок. Я влюбляюсь со стороны, наблюдая, как они стараются поддерживать мои требования, иногда что-то фантазируют, придумывают. Время бежит стремительно и свободного времени становится все меньше и меньше, поэтому я должна управлять своим временем, а не оно мной и планировать заранее все мероприятия, учитывая, что обучение и воспитание не терпит спешки и суеты.

Правило номер пять: работать творчески. Творчество, которое идет от души, всегда стремится к фантазии и мастерству в выражении чувств и эмоций, развивает мой внутренний мир, а поскольку я работаю с подростками, значит и их тоже. Важно источник творчества обучающихся вовремя подметить, создать условия для его развития. На своих занятиях я постоянно привношу элементы творчества даже на самой прозаической теме. Я даю простор для воплощения любых проектов и выдумок студентов, при этом всегда отмечу индивидуальность каждого обучающегося, когда какая- нибудь хорошая идея великолепно воплощена.

Не знаю, есть ли такая статистика, но если провести социологическое исследование на тему «Кто больше получает спасибо за свой профессионализм во время рабочего дня?», уверена, что на первом месте будет повар!

Профессия повар — это особая профессия. Почетнее и древнее профессии, чем «кормилец» на земле нет! И это отрадно!

Труд должен приносить человеку удовлетворение, а когда видишь удовлетворенные глаза студентов своей же работой, то это приятно вдвойне, от понимания того, чему ты их научил. Ведь кулинария это не просто ремесло, а искусство. 

Жизнь постоянно бросает нам вызов и ставит препятствия – большие и маленькие, и моя система, сложенная из таких ориентиров, помогает преодолевать все барьеры, конечно, не всегда все выходит, в силу небольшого еще опыта.

Впереди много задач, которые я обязательно решу вместе со своими студентами и добьюсь, чтобы мои выпускники обладали таким набором компетентностей, от которых работодатели будут в восторге!

Скачать